21 сентября 2012 г.

В мире звенящей тишины

Школа-интернат № 9 для глухих и слабослышащих детей получила новое оборудование.

В этом образовательном учреждении учатся особенные дети – они живут в мире тишины или слабо различимых звуков. В нынешнем году это образовательное учреждение для глухих и слабослышащих детей отметило своё 90-летие. К почётной дате школа подошла во всеоружии: завершается капитальный ремонт здания, сформирован сильный педагогический состав, равного которому нет во всей Иркутской области. Помимо областного бюджета финансовую поддержку школе-интернату № 9 оказывают спонсоры. С их помощью приобретаются мебель и оборудование для кабинетов, а также аппаратура, которая так нужна детям. Ведь они тоже хотят чувствовать себя в мире «говорящих людей» своими.

В школе-интернате обучается 155 детей для каждого из которых составляется индивидуальная программа

«Сейчас идут уроки, поэтому в коридорах тихо. Но во время перемены наша школа ничем не отличается от обычной – здесь так же шумно и весело», – рассказывает Галина Войтальянова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы-интерната № 9 Иркутска для глухих и слабослышащих детей. Сейчас здесь обучаются 155 ребятишек со всей Иркутской области в возрасте от 7 до 18 лет. Правда, для того чтобы освоить 9-летнюю программу основного общего образования, детям требуется 11 лет.

Причём для каждого составляется индивидуальная программа обучения, учитывающая не только состояние слуха ученика, но и его интеллектуальное развитие. До обеда дети корпят над учебниками, осваивают обязательную программу. Послеобеденное время отдано кружкам и секциям, а также индивидуальным занятиям, в ходе которых педагоги не только развивают так называемый остаточный слух у детей, но и учат их правильно произносить звуки, что очень важно для интеграции в мир говорящих людей.

Выпускники школы часто продолжают своё образование за пределами Иркутской области – в Новосибирске, Благовещенске, Санкт-Петербурге. «В Северной столице можно получить квалификацию социального педагога и психолога, – отметила Галина Войтальянова. – Наша выпускница вернулась к нам в качестве учителя ИЗО. Девушка окончила Восточно-Сибирскую государственную академию образования и училище искусств. Причём училась она вместе со слышащими людьми».

«Сейчас мы ожидаем, когда к нам в качестве преподавателя физической культуры вернётся Евгений Ёлкин – чемпион мира по греко-римской борьбе, который сейчас учится в Москве, в школе олимпийского резерва, – добавил директор школы-интерната Геннадий Шишлянников. – В целом в России создана хорошая база для получения глухими и слабослышащими людьми дальнейшего образования. Проблем с трудо-устройством наших выпускников нет».

Нет проблем в этой школе и с финансированием основных статей бюджета – содержание здания, питание и проживание детей, формирование кадрового состава педагогов. Эти затраты оплачивает бюджет Иркутской области. В 2011 году в здании площадью 14 тыс. кв. м начался капитальный ремонт. Начать решили с главного – коммуникаций, привели в порядок систему тепло- и водоснабжения, канализования, вентиляции. Полностью заменены крыша и окна, обновлён фасад. «В 2012 году мы завершили ремонт второго этажа, – рассказал директор школы-интерната

№ 9. – Провели ремонт во всех классах и спальнях. Осталось привести в порядок третий этаж».

В учебном заведении очень сильный преподавательский коллектив. «У нас работает семь сурдопедагогов – специальных учителей глухих и слабослышащих детей, – рассказала учитель-дефектолог слухового кабинета Татьяна Исламова. – Ни одно учреждение во всей Иркутской области не может похвастаться таким составом. Причём образование наши работники получали в Москве, Санкт-Петербурге, Ташкенте в вузах, специализирующихся на подготовке сурдопедагогов».

Однако есть одна область, охватить которую у бюджета Приангарья нет возможности. Речь идёт об оснащении кабинетов, приобретении мебели, оборудования и учебного инвентаря. Здесь на помощь школе-интернату пришли спонсоры. «10 лет в регионе реализуется программа поддержки глухих и слабослышащих детей, генеральным партнёром которой является компания «Иркутскэнерго», – рассказала нашему корреспонденту председатель Иркутского областного отделения Российского детского фонда Светлана Кулинич. – Поддерживают эту программу и другие компании, но основная часть средств поступает именно от ОАО «Иркутскэнерго». В рамках программы поддержку получают школа-интернат № 9 Иркутска, Иркутский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями и аналогичное учреждение в городе Черемхове».

Оборудование, полученное в рамках программы, позволило полностью укомплектовать кабинеты русского языка и литературы, физики и совмещённый кабинет географии и биологии в школе-интернате № 9. Вся мебель здесь новая, есть компьютеры, веб-камеры, интерактивные доски, проекторы, все необходимые приборы и пособия. «Я не исключаю, что такого оборудования нет в некоторых обычных иркутских школах, – сказал Геннадий Шишлянников. – На днях мы получили очередную партию оборудования, которым оснастим центр развития ребёнка. Это парты, столы, шкафы, специальные поворотные доски, логопедические зеркала, детские стеллажи для игрушек, специальные столы и стулья для дошкольников, сухой бассейн, а также необходимое оснащение для преподавания по системе Монтессори».

Центр развития ребёнка – новый проект школы-интерната № 9. Он рассчитан на дошкольников, а также детей с отклонениями слуха, которые некоторое время учились в обычных школах. Как правило, подобные эксперименты заканчиваются плачевно, говорят в образовательном учреждении. Но возможность исправить ситуацию всё равно есть. Кроме того, центр будет оказывать помощь и родителям, которые хотели бы на равных общаться со своим ребёнком, но ни одним из языков глухих не владеют.

Благодаря федеральным программам и спонсорской поддержке в школе-интернате есть всё необходимое слуховое оборудование. «Оно качественное, современное, российского и зарубежного производства, – рассказала Татьяна Исламова. – Это позволяет использовать как новейшие, так и зарекомендовавшие себя методики работы с глухими и слабослышащими детьми. Речь идёт о верботональном методе, работе с детьми по системе Леонгарда, педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации. У нас есть новый аудитометр с термопринтером, который позволяет проводить диагностику и оценивать в динамике слуховую функцию каждого ребёнка».

В свою очередь выпускники школы-интерната радуют своих преподавателей успехами. В их числе – большое количество чемпионов и победителей сурдоолимпиад по греко-римской борьбе. Так, Владимир Зайцев занял второе место на олимпиаде в 2005 году, а в 2009-м завоевал «золото». Александр Хаустов занимал верхнюю ступень пьедестала три раза подряд – в 2001, 2005 и 2009 годах. Сейчас они тренируют молодое поколение. «Наши дети всегда с нетерпением ждут начала учебного года, хотят опять вернуться в школу», – рассказала в конце нашей встречи Галина Войтальянова. Видимо, такое желание есть не только у ребят, но и у взрослых.

Елена Лисовская, «Восточно-Сибирская правда»

В рубрике: Новости    


Оцените: